За последние десятилетия прокат автомобилей набирал все большую популярность в Украине не только среди приезжих дипломатов и туристов, но и среди местного населения. Это было связано с ростом мобильности больших городов, увеличением туристического потока и повышением интереса к современным формам передвижения. Но пандемия и война внесли свои правки и за последние пару лет ситуация сильно изменилась, в том числе и с прокатом машин в Киеве. В этой статье мы рассмотрим прогноз развития рынка проката автомобилей в Украине на 2023-2024 годы.
Факторы, влияющие на рост проката авто
Прокат автомобилей в Украине уже столкнулся с несколькими вызовами и факторами, которые могут повлиять и уже влияют на его развитие в 2023-2024 годах.
Отсутствие туризма
Военные действия и нестабильность в Украине оказывают негативное влияние на всех направлениях. За последний год туризм практически остановился, за исключением небольшого потока иностранных журналистов и волонтеров, которые могут воспользоваться привычной для них услугой аренды. Учитывая, что иностранные гости и путешественники до войны были основным потоком клиентов, можно сказать, что львиная доля клиентского потока исчезла.
Экономическая ситуация
Состояние экономики Украины имеет прямое влияние на спрос в прокат автомобилей. В условиях экономического роста и стабильности можно ожидать увеличения числа туристов и повышения спроса на услуги проката. Однако финансовые трудности или экономический спад снижают покупательскую способность населения и сокращают спрос на прокатные автомобили. В случае с 2023 годом, в разгар войны люди менее охотно берут автомобили для путешествий или просто для комфортной езды.
Конкуренция и новые смежные отрасли
Развитие смежных форм передвижения, таких как каршеринг, может существенно влиять на общую картинку рынка проката и составлять прямую конкуренцию. Например, украинский каршеринг Getmancar даже в военное время продолжает развиваться и расти за счет удобства и доступности своих услуг. Такая конкуренции со стороны каршеринговых сервисов может привести к снижению цен и улучшению условий для клиентов. Однако, если военное положение в стране изменится и на рынок начнут заходить инвесторы, это может возродить быстрый рост проката и вернуть рынку довоенную популярность.
Трудности поставки
На фоне военных действий некоторые поставки комплектующих и самих авто могут затрудниться или вовсе не поставляться, сроки поставки могут увеличиваться из-за очередей на таможне и дополнительных осмотров, а это в свою очередь затруднит предоставление надежного сервиса. Однако, 2023 год не показал особого влияния этого фактора на общую картинку проката.
Все эти факторы могут негативно влиять на развитие классического проката в Украине, но вместе с тем, украинский бизнес имеет хорошую способность приспосабливаться и бороться с кризисами. Так во время войны появились новые запросы на поездки.
Новые запросы для проката авто
Все чаще компании разрешают выезжать на их машинах за границу, потому что растет спрос на эвакуацию в безопасные места. Так, например, в начале войны сервис АвтоАренда предоставлял свои авто для эвакуации из Киева и Днепра в западные регионы, а тот же каршеринг Getmancar отдавал авто даже для поездки в Польшу, поэтому можем предположить, что последующий год такая услуга будет встречаться все чаще, а спрос будет только расти.
Если подытожить, то можно говорить о перспективах рынка проката авто в Украине, но, учитывая обстоятельства, рост будет заметно медленней и напрямую будет зависеть от ключевых факторов в стране. Можно сказать, что в 2023-2024 годах классический прокат авто ожидает вызовы и перспективы. Прокатные компании будут стремиться укрепить свои позиции, развивая инновационные сервисы и улучшая качество обслуживания. В то же время, факторы, такие как военные действия, отсутствие туристического бизнеса и глобальные тенденции в автомобильной индустрии, будут влиять на спрос и структуру рынка проката автомобилей в Украине и в этом, и в следующем годах. Ключевым фактором успеха для компаний на этом рынке будет адаптация к изменяющимся условиям и постоянное развитие как автопарка, так и сервиса обслуживания.